Условным девизом нашей первой клубной серии «Книга Бытия» были слова: начинаем с самого простого. Подобно тому как первая часть Библии без прикрас рассказывает о самом главном – о сотворении Солнца, Земли и Человека, и мы пытались создать композиции предельно ясные и лаконичные во всех отношениях:
Квилтинг. Простейший полосный набор и «пустые» простеганные фоны – основа всей серии, к этому добавлены только модули колодцы и колодцы замки.
Цвет. Это гаммовое цветовое решение, а поскольку изначально предполагалось опробовать различные варианты компоновки работ в экспозиции – в зависимости от особенностей различных выставочных залов, было задумано разделить квилты на 4 цикла – желтый, красный, синий и зеленый.
Композиция. Нам хотелось, чтобы зритель без усилий «прочитал» наши орнаментальные иллюстрации с одной единственной подсказкой-ключом данной в названии работы, именно это и определяло выбор того или иного композиционного решения. Например: тема «Семья, род, иерархия семейных отношений традиционно структурированная в разных коленах родства и воспроизводящаяся в каждом новом поколении» - композиция симметричная с центральной розеткой, складывается из повторяющихся традиционных модулей-колодцев разных типов. Или тема «Рождение Человека» - бесконечная цепочка ДНК, пульсируя цветовой растяжкой от кроваво-красного к сияюще-желтому завивается в орнаментальный символ, и даже если не знать что этот знак называется «кельтский узел» - образ вполне понятен. В работах «Движение» и «Переселение народов» динамика свободной орнаментальной композиции как раз и передает движение, в обоих случаях разного, а «Райский сад» и «Дерево жизни» - это противопоставление традиционной композиции райского дерева модному в современном ландшафтном дизайне стилю Фэн-шуй.
Принцип клубной работы.
«Книга Бытия» - серия из 14 квилтов, первый последний квилты – «Слово» и «Аминь» - своеобразные пролог и эпилог,обрамляющие всю серию.
|
«Слово» |
|
«Аминь» |
Центральные же 12 квилтов делятся на 4 цикла по 3 работы в каждом. Это как 4 лесенки из 3 ступеней, прошагав по которым вслед за нами каждый, кому интересна учебно-методическая сторона нашей работы, может получить о ней полное представление. Итак, первая ступенька каждого цикла – квилт специально выполненный руководителем проекта Людмилой Галумовой, как пример работы в заданных параметрах. Пока Людмила собирала эти 4 работы («Да будет свет», «Рождение человека», «Лента Мебиуса» и «Дерево жизни»)
|
«Да будет свет» |
|
|
|
|
|
|
«Рождение человека» |
|
«Лента Мебиуса» |
|
|
|
«Дерево жизни» |
|
|
|
И на их примере объясняла, что главное учебное задание – используя только простейшие приемы квилтинга перебрать как можно больше вариантов композиционного решения всей работы, остальные участники проекта готовили свои домашние задания-заготовки, из которых были собраны четыре коллективные работы – вторые ступеньки каждого из 4 циклов. На примере этих коллективных работ удобно проследить постепенное усложнение заданий:
Желтый квилт «Земля» – домашнее задание для него – простой набор полос одинаковой ширины с растяжкой тона в квадратной заготовке (всего 16) и простейшее сшивание квадратов с разворотом.
|
«Земля» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | |
|
|
|
|
|
|
Красный квилт «Семья» – домашнее задание – классические колодцы (по 4
каждой разновидности) и классическая «ковровая» композиция.
|
«Семья» |
|
Синий квилт «Космос» - домашнее задание – большой квадрат( всего
их 9) из 2 четвертьколодцев( большого и маленького) расположенных по
диагонали и полосного набора. Теперь, когда все заготовки получились
разными в подборе тканей и ритме чередования темных и светлых полос,
общая композиция уже не механически сшивалась по заранее выбранной
схеме, а как в пасьянсе, складывалась из перебора разных вариантов
компоновки заготовок-квадратов.
|
«Космос» |
зеленый квилт «Город-цивилизация» – домашнее задание – большие
прямоугольники( всего их 6) с произвольной компоновкой простых колодцев и
полосного набора в серой гамме с обязательным включением одинакового
зеленого цвета. Свободная орнаментальная композиция еще больше
усложнилась по сравнению с предыдущей как засчет более сложных заготовок
так и засчет введения дополнительных объединяющих элементов.
|
«Город-цивилизация» |
Наконец последняя ступенька – завершающие работы каждого цикла («Солнце», «Переселение народов», «Движение и «Райский сад»)
|
«Солнце» |
|
«Переселение народов» |
|
«Движение» |
|
«Райский сад» |
– это авторские творческие работы тех участников проекта, кто пройдя все предыдущие этапы почувствовал в себе силы на самостоятельную работу.
И надо сказать что главная цель проекта – иллюстративность и читаемость орнаментальных композиций действительно была достигнута – эта выставка в течении нескольких лет объехала всю Россию – от Улан-Удэ до Брянска, побывала в ближнем и дальнем зарубежье, и мы имели возможность многократно убедиться в том что орнамент вполне может быть универсальным языком понятным современному зрителю безо всякого «словаря символов».
Комментариев нет:
Отправить комментарий